Деревенский детский лагерь

Выходные в деревне… Да ну, банально – скажет кто-то. Ан нет, ничуть, ведь не просто в деревне, а… в деревенском лагере! Вот уже второй год подряд для учащихся нашей Воскрески устраивают там летний трудовой лагерь. Надо бы их проведать. В субботу после праздничной службы на св. апостолов Петра и Павла мы тронулись в путь. Дорога оказалась не ближней, да и в связи с тем, что толком ее никто не знал, показалась еще длиннее. Самая обычная деревушка – всего пара улиц, поседевшие-почерневшие избы-старушки. Еще только подъезжая к конечному пункту, мы заметили, что при дороге озорно веселится деревенская ребятня – высыпали, как горох, завидев издали редкую гостью – машину. Подъезжаем ближе и с изумлением узнаем в этих загоревших, искрящихся радостью чумазятах – наших детей, обычных маленьких горожан, привыкших (казалось бы!) к комфорту и удобству.
Лагерь нас встретил веселыми детскими голосами, чистым воздухом и запахом лета. Хорошо все-таки в деревне! Было очень приятно вновь увидеть и наших деток, по которым мы, оказывается, за время каникул очень соскучились, и их радость при виде нас.

После многочисленных объятий и поцелуев, которыми нас щедро одарили девчата, заходим в дом. Дом большой, добротный – как раз впору для такой шумной оравы (ни мало ни много – четверо взрослых и порядка двадцати детей). А еще в лагере, помимо детей из нашей Воскресной Школы, гостили наши старые знакомые из Красных Четай, которые каждое Рождество и каждую Пасху радуют “воскресенцев” своими удивительными спектаклями. Распаковав вещи и немного перекусив, мы приступили к главной цели нашего визита – расспросам. Но даже такая простая вещь оказалось нелегкой, ведь в лагере уже сложился определенный порядок. У всех было свое дело: одни (дежурные) помогали взрослым на кухне, другие возились с младшими, а те, кто оказался свободным, давно уже убежали с деревенскими играть в футбол. Взрослые тоже оказались заняты, спокойно посидеть и поговорить с нами им было недосуг. Так и пришлось то, идя с Татьяной в погреб, выспрашивать у нее о жизни в деревне, то, помогая матушке Ольге (а может, и мешая) приглядывать за малышами, узнавать у нее последние новости. А Лену вообще было не поймать – она или на огороде, или с детьми в футбол играет, или нас спать устраивает! А уж хозяйка дома, прихожанка нашего храма Светлана, и подавно без дела не сидела. Но все-таки узнать нам удалось немало…

* * *

Утро в лагере по обычаю начиналось с молитвы – ну каким будет день без молитвенного правила? Выходили во двор и, повернувшись лицом на восток, сами читали утренние молитвы. Ну а потом можно и позавтракать. Конечно, основная кухонно-приготовительная работа легла на плечи взрослых – мам, но без ловких детских они ну точно бы не обошлись. Нарвать к обеду зелень, помыть и почистить картошку и другие овощи, расставить все на столе, в конце концов поварешку подать в нужный момент – это железно обязанность младших кулинаров. Трапезы были особенно приятны тем, что проходили на свежем воздухе. Все усаживались за большим столом, покрытым скатертью, в центре – непременный букет полевых цветов. Но и тут без железного правила не обходилось: поел – убери за собой. Даже дежурство установили, чтоб никому не было обидно или на случай, если кто “забудет” ненароком, что дежурил не вчера, а неделю назад. Убирали и мыли посуду все – не только девчонки, но и мальчишки. Эх, весела деревенская “тазиковая” жизнь!

 

Основное время, конечно же, проводили во дворе и на огороде. Точнее было бы сказать “на огородах”, потому что их два. Один – хозяйский, Светин, а другой – школьный, тот, ради которого и создавался этот лагерь. Задумывался он как раз для того, чтобы городские ребята приучилисьдетворе и взрослым досталось немало – полоть, копать, окучивать, поливать… Сами “впрягались” в большой окучник – и вперед. Даже батюшка наш прошелся в окучнике по этому огромному (20 соток) огороду! Да, не просто так все дается, узнали “воскресенцы”, каким трудом достается хлеб насущный. Зато сколько всего вкусного и полезного там поспевает: картошка и морковь, горох и кукуруза, зелень, лук и подсолнечники… Но потом, когда все это будет ароматно дымиться в тарелках, еда ребятам покажется урожай наконец-то перекочует в школьный подвал! Да, в сотни раз вкуснее – САМИ вырастили! Ах, скорее бы осень, когда работать им пришлось от души, режим-то был суровый, почти армейский: сначала работа, а уж потом отдых. Но надо сказать, что, по словам взрослых, ребята наши не просто не ленились, но трудились с желанием, с задором. Весело было, что вместе, что одно большое дело делали. Вдали от городских излишеств, наверно, и они почувствовали необходимость и красоту здорового труда. Кстати сказать, на хозяйском огороде дети тоже немало поработали.

Каждые выходные дети в обязательном порядке ходили на службу. В своей деревне храма нет, так что приходилось топать до соседней, а это около пяти километров. Несмотря на то что служба в основном велась на чувашском языке, мамы говорили, что было очень легко сто ять в этом храме, да и батюшка там замечательный – отец Амвросий, уж очень он всем полюбился. Впрочем, и наших деток там все полюбили. Храм у них непростой, есть в нем своя святыня – икона Божией Матери “Всех скорбящих Радосте”. Говорят, многие получают от нее исцеления. Приезжают к ней люди из других деревень, городов, даже из столицы. Вдвойне праздничной показалась Литургия на св. апостолов Петра и Павла. Дело в том, что наши певчие девчата пели в этот день на службе. Как умилило всех эти чистое, звонкое  детское пение, это искреннее горение их юных душ к Богу! Они и сами были невероятно рады возможности вновь стать на клирос – ведь целое лето прошло без него. Репетировать приходилось по дороге в храм, а еще… во время работы на огороде. Все нипочем душе, стремящейся к Богу! Не обошлось в лагере и без происшествия. В хорошую погоду обязательно ходили на пруд. Шуму-то сколько поднимали – всех лягушат распугивали! Вода теплая, разбежался и – бултых! – в воду. Тут, у воды, и приключилась беда, но, благо, все закончилось хорошо. Дети, как всегда, плескались, мамы сидели на бережку, наблюдая за ними и… за двумя-тремя местными жителями на противоположном берегу. Внимание привлек один из них, которому вздумалось освежиться в жаркую летнюю пора. Приглядывают мамы за детьми, а заодно и за ним поглядывают: зашел в воду, доплыл до середины, и тут… Что произошло дальше, не совсем ясно, только внезапно голова мужчины скрылась под тихой гладью пруда и… больше не появилась на поверхности воды. Ожидание было мучительно долгим. Просто устал? Пугает товарищей? Или тонет?.. Крик поднялся, беготня – что делать?! А человек все не появляется. В воду бросились сидевшие с ним мужчины, ныряли несколько раз, искали. Слава Богу, нашли наконец! Вытащили, откачали. Еле-еле, качаясь, но сам побрел домой. Все облегченно вздохнули. А потом, когда наши встречали его на улице, говорили друг другу: “Вон-вон, смотри, утопленник идет!”.

* * *

За всеми нашими расспросами стоял один главный вопрос: нужен ли лагерь? По мнению Лены и Татьяны, только там, в деревне, можно приучить детей к труду, научить их помогать во всем взрослым, потому что по сравнению с деревней в городе работы намного меньше. Приметили мамы и изменения, которые произошли
с детьми: повзрослели, окрепли, теперь и дома делают все, что ни попросишь. Что ж, самое главное мы узнали – как бы трудно и тяжело ни было, всем здесь очень нравится. И все хотят, чтобы и в следующем году был такой лагерь! Остаток дня пролетел очень быстро. Солнце начало клониться к закату… Вечер был удивительно красивым, какой бывает, наверное, только в деревне! Развели костер – решили делать шашлыки. У всех текли слюнки: ведь первый день после поста – и такие ароматы! Признаться, ждали долго, но за это-то время мы и успели все узнать, посмотреть, поиграть с детьми в пионербол, нафотографироваться, познакомиться с кошкой Рыжулей и ее чадом и даже поесть пирожных, запивая… мороженым (которое растаяло на жаре). К вечеру шашлыки были готовы. Ну и что, что мясо, по нашим соображениям, при жизни было жилистой “беговой” овечкой и теперь не поддавалось пережевыванию, – зато это только прибавляло смеха. Ну и что, что уже стемнело, – ведь у костра стало особенно тепло и уютно. Кто-то из девочек запел – и пошли песни одна за другой: детские, православные, просто хорошие и добрые. В обязательном порядке – рассказы, которые нигде, кроме как ночью и у костра, не услышишь. Вечер, аромат потрескивающего углями костра, родные детские лица… Словно все перемешалось в голове, словно время повернулось вспять: взрослые ли мы, сидящие рядом со своими учениками, или сами – эта веселящаяся детвора?.. Все-таки стоит пожить вот так, вместе – взрослым и детям, – чтоб понять, как мало, в сущности, нас разделяет и как много у нас общего – тепло и простота веселого детства. Когда и работа, и отдых в удовольствие, оттого что – вместе!

 

Р.Б. Ольга К. и Ольга
—————————————————————————————
А еще мы были в детско-молитвенно-отдыхающе-трудовом лагере в селе Алексеевское

       

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *