Наш храм

Люблю я свой золотоглавый Храм,
Где звон колоколов негорделивых
Подыгрывает солнечным лучам,
В нем Божество – и красота, и сила.

И как люблю я свечи, и лампады,
И у икон изящные цветы,
И пастырей кадящих ароматы,
И гибкий строй молящейся толпы.
р.Б. Алевтина

Страницы церковной истории

В 30-ый год царствования царя Константина Великого, а именно13/26 сентября 335г. был освящен храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Это был тот храм, который начала строить святая равноапостольная царица Елена на месте распятия, погребения и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Одной церковью окружила она и Голгофу, и гроб Господень. Церковь эта имеет и другое название – Мартирион (свидетельство) т.е. свидетельство именно Воскресения Христова, так как на том месте Христос умер и воскрес. Собравшиеся на это торжество святые отцы, установили, чтобы по всей вселенной празднуемо было Обновление великой церкви Иерусалимской, которая есть матерь всех церквей.
Часто думают, что храмы, которые освящены в честь Воскресения Христова, отмечают свой престольный праздник на Пасху, но это не так. Дело в том, что Праздник светлого Христова Воскресения – это есть Праздников Праздник и Торжество из торжеств, он выше всякого торжества, поэтому традиционно, престольным праздником всех Воскресенских храмов считается именно день Обновления Иерусалимского храма, т.е. 26 сентября по новому стилю.

 

Историческая справка

Церковь Воскресения Христова в Чебоксарах, построена на средства прихожан в 1758г. Церковь трехпрестольная, поэтому свои престольные праздники она отмечает три раза в год: 26 сентября (н.ст.) – в день Обновления Иерусалимского храма, 12 февраля (н.ст.) — в день памяти трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого и 21 августа (н.ст.) — в день памяти прп. Зосимы и Савватия Соловецких. В 1941г. храм был закрыт и оборудован под соляной склад. Богослужение в нем возобновилось только в 1990г. На сегодняшний день в Храме Воскресения Христова служат Богу и людям: настоятель — протоиерей Михаил (Иванов), протоиерей Алексий (Павлов), иерей Михаил (Алексеев), иерей Александр (Федотов), дьякон Сергий (Аржанцев).

 

Свидетельства современников

В 1989г. после поступления в институт я ходила на учебу пешком мимо храма, если тогда это место можно было так назвать. Ходить было страшно, это был настоящий пустырь, куполов не было, внутри и снаружи все поросло бурьяном. Примерно через год храм начали восстанавливать. Тогда я в церковь не ходила. На третьем курсе начала иногда заходить, интересоваться. Мы учились вместе с матушкой Еленой, супругой отца Александра Соколова. Он тогда уже служил в Воскресенском храме дьяконом. Помню, как мы приходили вместе с ней после занятий, а отец Александр выносил из алтаря и показывал нам новые иконы, которые потом помещали в иконостас. Помню отца Аполлинария. Регентом была Лариса, старостой – Глафира Порфирьевна. Была в храме тогда уборщицей тетя Апфия, очень тихая, добрая женщина. Учила она меня в храме пол мыть. Один раз пришла после занятий и спрашиваю: «Тетя Апфия, чем помочь?» А был канун Богородичного праздника и она говорит: «Ой, мне тебя Божия Матерь послала! Поднимайся на верхний клирос пол мыть!» Помню, как я туда поднялась, для меня это была «Святая Святых». Я ведь тогда очень мечтала на клиросе петь и учиться у регента Ларисы. Вот теперь Господь сподобил, учусь.
***
После революции из нашего храма сделали соляной склад. До сих пор даже новый слой краски на стенах облезает. Страшно было. Много было мусора, грязи, вода даже была. Приходилось делать мостики из досок, чтобы не намочить ноги.
Когда приехал трактор и начал ровнять территорию, в земле оказалось очень много останков людей. Причем не было похоже, что этих людей просто похоронили. У некоторых были сложены руки на груди. Говорят, что в годы лихолетья всех этих людей вывели из храма и расстреляли возле церкви. Все останки перезахоронили возле алтарной стены.
Пять раз мы с другими женщинами ходили в Дом Советов, чтобы территорию храма отдали Церкви. Были среди нас две женщины, которые умели хорошо говорить, а мы так, для количества ходили. Сейчас многих уже нет в живых. В последний раз нам сказали, что Москва разрешила, и мы вам теперь можем разрешить. Когда московское начальство приезжало в Чебоксары, мы не смогли попасть на прием, но нам сообщили, во сколько улетает самолет в Москву. И вот в аэропорту собралось нас очень много и муж Анны Семеновны, нашей прихожанки (ныне оба они покойные – ред.) встал перед ними на колени, а грудь у него была вся в орденах, и молил, чтобы храм отдали. Москвичи сказали: «Мы разрешим, и здесь разрешат».
В начале настоятелем назначили отца Иоанна (Иванчина) (ныне покойный – ред.). Но его бывшие прихожане приехали и забрали батюшку обратно на свой приход. После этого Глафира (староста) поехала в Введенский собор и привезла на УАЗике отца Аполлинария. Вот он и стал здесь все восстанавливать.
Последние слова батюшки запомнились мне на всю жизнь:
— Батюшка, мне путевку дали в санаторий, благословите.
— Поезжай, поезжай. Ах, Александра, знала бы ты как вы мне все дороги. Как у меня сердце радуется, когда вас вижу. Мы ведь с вами здесь все начинали.
Я приехала из санатория, а мне говорят: «Батюшка умер».
***
Отец Вячеслав (Данилов) здесь очень много помогал. Я его еще как Славу знаю. Помню, как все свободное от работы время он здесь проводил. Он ведь врачом скорой помощи работал. Очень много сил и здоровья здесь положил.
Глафира (староста) ночами не спала, много у нее было забот. Сейчас мы все, можно сказать, по ее трудам ходим.
***

Все было запущено и заброшено. В первую очередь начали ремонтировать крышу. Ребят я своих знакомых пригласил. Потом притвор сделали, утеплили. Постепенно все возрождалось. Появлялись люди, каждый помогал, чем мог. Придел трех святителей расписывал раб Божий Сергий. Мне он тоже иконочку одну свт. Николая обновил, как новую сделал. Очень торопился с росписью, все говорил: «Надо мне успеть, успеть». Скончался вскоре.
Все тянулись сюда, и стар, и мал. И нищие приходили. Чувствовалось, что здесь спасение души. Общее дело сплачивало, не только работой, но давало ощущение, что здесь жизнь соответствует Евангелию, что слово не расходится с делом. Люди были самые разные. Сам отец Аполлинарий говорил: «Народ очень пестрый, но интересный».
Я тогда только начинал в храм ходить. В начале посещал Введенский собор, так как он один действовал в городе, а потом решил, что этот храм ближе к дому, да и батюшка мне понравился, душевный такой. Не было у меня духовника. После разговора с Алексеем (отец Алексей Оньков) решил попроситься к отцу Аполлинарию. Подошел к нему, а он и говорит: «Иди к Владыке Варнаве, если благословит, то будешь моим духовным чадом». В нашем храме как раз тогда архиерейская служба была, ну я и пошел. Благословили меня. Я после этого такой радостный в алтарь захожу и говорю: «Батюшка, меня Владыка благословил!» Батюшка сразу повеселел.
Мужчин никого тогда на службе не было, бабушки одни. В алтаре помогать некому, священнику одному тяжело. Бывало батюшка выйдет из алтаря и позовет алтарничать. Покажет, как уголь разжигать, как кадило подавать. Потом стал стихарь благословлять.

Р.Б. Иоанн, Александра, Анастасия, Нина, Елена

Беседа с настоятелем

Отец Михаил, расскажите о вашем храме.
Храм Воскресения Христова – это храм особый. Когда в субботу за вечерним Богослужением поется песнь «Воскресение Христово видевше…», сердце каждый раз заново переживает радость Воскресения, и стремится поделиться ею со всеми. В нашем храме служба совершается ежедневно. По выходным и большим праздникам бывает две службы: ранняя — на чувашском языке в 7-00 и поздняя — на церковно-славянском в 7-40. Прихожан на чувашской службе достаточно много, видимо нравится. Об этом говорит и то, как молящиеся единой душой поют «Верую» и «Отче наш» на чувашском языке. В хоре у нас тоже хорошо подобраны голоса, сопрано возносят к Небесам, а басы соединяют Небо с землей. И получается, как сказано: «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним»
В Воскресенском  храме, все устроено очень просто, и может быть, именно простота привлекает сюда людей? Многие говорят, что в этом храме отдыхаешь душой. А вы, как считаете?
Есть еще одно объяснение, почему народ тянется в наш храм, дело в том, что заказные записки, подаваемые в алтарь поминаются здесь за Богослужением несколько раз: на проскомидии, после Евангелия, после «Достойно есть», на молебне — о здравии и на панихиде — о упокоении. Для людей это очень важно. В этом очень большая заслуга отца Аполлинария. Он всегда говорил: «Каждое имя в записке – это человек, душа, нельзя их просто как список прочитать, надо именно помолиться».
Отец Михаил, расскажите как в храме икона мироточила.
Было это осенью, точно в каком году сказать не могу, не помню. Шло вечернее Богослужение, я исповедовал. Вдруг люди заговорили, что икона Божией Матери «Всех скорбящих радосте», которая у нас на иконостасе, мироточит. Сперва подумали, что дьякон во время служения нечаянно задел лампаду и на икону пролилось масло. Но лампада не качалась, миро продолжало истекать, а вскоре все почувствовали благоухание.
Потом всех этим миром помазали.
Что это может означать?
Это проявление особой благодати Божией, под действием которой человек часто меняется, духовно становится ближе к Богу. А Матерь Божия, особенно печется о нас, видя наше духовное расслабление и немощь. Она — для всех скорбящих Радость.
Сейчас на территории храма вырыт огромный котлован, расскажите, что здесь собираются строить?
Планируется постройка нового здания совмещающего в себе котельную, помещение для иконописного класса и теплые туалеты ( см. рисунок). Владимир Владимирович Тимофеев – председатель совета директоров «Чебоксарский речной порт» обещал в этом 2007г. все благоустроить.