В Последний путь по дороге в Вечность ушла от нас наша любимая Татьяна Григорьевна
Талантливый фильм или спектакль узнать просто. Если в какой-то момент перестаешь видеть за героями актеров, то вещь талантлива. Так было и на спектаклях нашей дорогой Татьяны Григорьевны. Не проходило минуты, как знакомые мальчишки становились загадочными маленькими принцами, от храбрости маленькой Герды ком подступал к горлу, и хотелось встать, когда на сцену выходил король — школьный завхоз по совместительству. И уже никто не замечал, что стены дворца сделаны из крашеного картона, а морские волны – из синих простыней. Только сейчас по-настоящему понимаешь, как нам будет этого не хватать.
Татьяна Григорьевна обладала редким талантом делать из сложного простое, а простое наполнять духовным смыслом. Хотя, казалось бы, какой духовный смысл может быть в зайчике? Но зайчик мог вылечить от уныния. Королевский паж – преподать мудрость. Король — показать пример смирения. А самыми важными примерами спектаклей Татьяны Григорьевны были примеры любви. Они напоминали нам, что нет ничего важнее любви, и нужно торопиться любить и жалеть. Иначе бы почему во время спектакля мы ловили себя на мысли, что хочется прямо сейчас бежать домой и чем-нибудь порадовать своих близких или попросить прощения.
Осужденные на спектаклях плакали целыми отрядами.
Татьяна Григорьевна была дорога нам не только спектаклями. Один священник рассказывал, как еще в советские времена опрашивал семинаристов, кто больше всего повлиял на их решение стать священниками. Почти все отвечали – бабушка.
Для многих воскресенцев, и в первую очередь для своих актеров, Татьяна Григорьевна была такой бабушкой. Возможно, сама того не желая, она проповедовала своим примером. Каждой репетицией она показывала, как самое многотрудное дело можно и нужно делать со смирением. Не повышая голоса, не требуя подчинения, не обижаясь, не рассчитывая на благодарность. Все актеры Татьяны Григорьевны считают, что во многом они смотрят на мир ее глазами.
До сих пор не понятно, как можно поставить спектакль, ни разу не повысив голоса?
Даже те, кто не участвовал в спектаклях, по коротким разговорам на бегу или за чаем в трапезной успевали заметить, что Татьяна Григорьевна не умела сердиться, не умела жаловаться, никогда не говорила о плохом. Она была неприхотлива, стеснялась привлекать к себе внимание, стеснялась говорить о своем здоровье. Рядом с нами был легкий, светлый человек.
Как всегда это бывает с бабушками, их настоящую цену начинают понимать с опозданием.
7 лет Татьяна Григорьевна была главным и единственным режиссером нашего Театра. Она же писала все сценарии. На каждое Рождество и Пасху она ставила новый спектакль. Всего Татьяна Григорьевна поставила 19 спектаклей. Они игрались более 70 раз, около 50 из них – в местах заключения. Очередной спектакль должен быть состояться в Рождество седьмого января, но болезнь не позволила довести работу до конца. Татьяна Григорьевна умерла на следующий день после несостоявшегося спектакля.
Отпевали Татьяну Григорьевну в нашем Храме, людей пришло много. Хор состоял из учеников и актеров ее последнего театра. Службу совершали отец Алексей — директор воскресной школы, вместе с ее родным сыном дьяконом Андреем. В прощальном слове отец Алексей назвал последние годы Татьяны Григорьевны особенными. Это было время ее стремительного духовного роста. Родившись и прожив жизнь в обществе далеком от Бога, Татьяна Григорьевна как бы наверстывала упущенное. Она не только успела стать полнокровным членом Христовой Церкви, но и приумножила данный Богом талант, направив его на служение Богу и ближним. Этому она отдала все свои силы. В душах многих людей осталась жить светлая частица, заложенная Татьяной Григорьевной.
Исмуков Н.Н.